Газогенератор своими руками

Газовая электростанция – альтернатива бензиновым и дизельным станциям, которая отличается экономным расходом и тихой работой. Цена за киловатт-час составляет 2,5 — 4 руб, для сравнения для дизельных генераторов – это 14-16 рублей, а сетевое электричество – 2,5 руб. для сельского населения, 6 руб. для организаций.

Средний моторесурс среднего газового генератора 5 000 часов, станций с ДВС – до 1000 часов. Но достоинства компенсируются высокой ценой на агрегат и конской стоимостью согласования на использование такой машины. Получить разрешение на эксплуатацию газового генератора обычно выходит дороже, чем стоит сама машина. Кто-то использует «в тихую» такие машины от сжиженного газа в качестве резервного источника питания, а для кого-то это оптимальный вариант электрификации за счет питания от магистрального газа.

Основные характеристики газовых генераторов

Характеристика Варианты
Вид генератора Синхронный Синхронные генераторы (СГ) выдают более стабильное напряжение, чем асинхронные (АГ). Напряжение на выходе синхронного генератора незначительно изменяется от нагрузки, в отличии от асинхронной машины. Конструктивно СГ сложнее АГ, отсюда выше цена. Синхронный генератор необходим, если электростанция используется в для питания электроники
Асинхронный Напряжение на выходе не стабильно. Поэтому целесообразно для временного питания собственных нужд дома- освещения, простых электроприборов. Запитывать сложную электронику, типа компьютера, без дополнительного стабилизатора напряжения чревато.
Вид топлива Природный, или магистральный газ (маркировка NG, Methanum) Такие машины придется согласовать с газовой компанией. Для нормальной работы такой электростанции необходимо давление в газопроводе 2-6 кПа. В этом случае цена за киловати выйдет порядка 2-3 руб., соизмеримо с ценой сетевого электричества.
Сжиженный газ (LPG, пропан-бутан), или баллонный газ. Использовать такие агрегаты можно без разрешения. Обязательно использование при положительных температурах. Низкая автономность, 50 литровый баллон станция на 5-7 киловатт съедат за 15 -18 часов.
Смешанного типа Работает на и природном и на сжиженном газе.
Вид стартера Ручной Оснащены малые станции до 6 кВт
Электрический Запуск с кнопки; на случай отказа аккумулятора есть ручной пуск. Оснащаются модели от 6 кВт и выше
Автоматический Запускается при отключении напряжении в основной сети.
Охлаждение Воздушное Станции работают до 8-10 часов.
Жидкостное Станция работает бесперебойно.
Уровень напряжения 220 В (однофазные) Небольшие станции до 10-12 кВт
380 В (трехфазные) Бывают от 6 кВт, субъективно — оптимальный вариант. Нагрузку раскидываем по 3 фазам, снижаем токи – отсюда более щадящий режим эксплуатации.
Уровень шума От 60 до 75 Дб 70 -75 дБ – уровень шума среднего бензинового или дизельного генератора. Газовые агрегаты тише. При расположении на улице, в доме их слышно не будет.
Активная мощность 2 – 20 кВт Советую ориентироваться на значение активной мощности, потому что на всех приборах указывается именно активная мощность. Обычному потребителю проще ориентироваться по этой величине. Например: холодильник + телевизор + пылесос + адронный коллайдер + чайник = 3 кВт, значит беру генератор на 3,5 – 4 кВт. Не путайте с полной мощностью в ВА!

Резервные электростанции для дома

Следующие модели привожу на случай непродолжительной работы до 2 часов для поддержания автономности дома. Эти модели с мощностью до 5-6 кВт. Этого должно быть достаточно для поддержания жизни — освещения и питания бытовых приборов. Для резервных генераторов, которые будут работать в неделю максимум 1-2 часа – главное доступная цена и предельно простая конструкция, для дешевого и быстрого ремонта и обслуживания.

Наличие автоматического включения считаю нецелесообразным. Перед включением генератора необходимо отключить вводной автоматам в щитке, чтобы напряжение не ушло в питающую сеть. А после включения бытовой сети, автоматически отключить генератор и перевести нагрузку. Для этого придется заморочиться и собрать отдельный и недешевый шкаф управления. А еще, чтобы оценить все прелести АВР (автоматического включения резерва), нужно поддерживать генератор в готовом состоянии – полный бак, заряженный аккумулятор.

1. Russian Engineering Group GG7200-А – от 48 000 руб.

5.5 кВт хватит для электроснабжения среднего дома. При номинальной нагрузке от 4,5 до 5 кВт дает напряжение по ГОСТу 220±5%. В принципе и ноутбук с плазмой можно включить, через обычный сетевой фильтр. Генератор шумный, но для непродолжительных работ 75 дБ шума можно вытерпеть. У генератора есть выход 12 В – удобно для зарядки аккумулятора. Кстати, поставляется станция с гелевым аккумулятором. Они отличаются почти вечным сроком службы. Нареканий данный аппарат не вызывает, жалоб не было. Главное не перегружать электростанцию, следить за температурой, вовремя подтягивать щеточный аппарат. Склонен к перегреву при нагрузке более 5 кВт. На двигатель FH420 сложно найти комплектующие.

Характеристики Russian Engineering Group GG7200-А

Характеристика Значение
Вид топлива Сжиженный газ
Мощность активная, кВт 5,5
Максимальная активная мощность, кВт 6
Тип генератора Синхронный
Тип охлаждения Воздушное
Тип стартера Электрический, ручной
Двигатель FH420 (Польша)
Количество тактов 4
Объем двигателя, куб. см 420
Расход топлива, куб. м./ час 0,3
Количество розеток 2 по 220 В, 1 на 12 В
Вес, кг 91
Размеры, мм 775x660x645
Разработка/ Производство Россия

Ознакомиться с особенностями электростанции можно по следующему видео:

2. Gazvolt Standard 6250 A – от 59 900 руб.

Отечественная модель с китайским двигателем. Который как раз таки немного портит впечатление о станции. Двигатель плохо переживает перегревы, поэтому советую уделять больше внимание после часа-полутора непрерывной работы. Есть проблемы с пуском около нулевых температур, поэтому лучше держать в помещение с температурой не ниже +10 градусов, а не как советует производитель до +5. По электрической части нареканий нет — приемлемая синусоида, 220±5% В выдает стабильно на всех нагрузках.

Характеристики Gazvolt Standard 6250 A

Характеристика Значение
Тип топлива Сжиженный газ;
магистральный газ
Мощность активная, кВт 5 на сжиженном;
4 на магистральном газе
Максимальная активная мощность, кВт 6
Тип генератора Синхронный
Тип охлаждения Воздушное
Тип стартера Электрический, ручной
Двигатель Senci SC420 (Китай)
Количество тактов 4
Объем двигателя, куб. см 389
Расход топлива, куб. м./ час 0.3
Количество розеток 3 по 220 В
Вес, кг 80
Размеры, мм 700x540x555
Разработка/ Производство Россия

Обзор модели, комплектации и показательный запуск генератора:

3. Grandvolt GVI 6600 M ES G — от 105 000 руб.

Grandvolt выпускает электростанции на двигателях Robin-Subaru (Япония), Kohler(США), Briggs&Stratton (США), RAS (Испания). Линейку GVI с испанскими двигателями RAS считаю оптимальной, т.к. она самая дешевая и качество приемлемое. Линейки генераторов с двигателями Robin-Subaru, Kohler, Briggs&Stratton стоят от 180-200 тыс. руб.. что соизмеримо с ценами на инверторные машины. Для резервного источника электроснабжения дома это дорого. Что касается данной модели – технически все исполнено грамотно, при разумном обращении 5 лет отработает. Из недостатков – итальянский генератор Mecc Alte выдает напряжение с допуском ±6-8 %, что не удовлетворяет требованиям ГОСТа на электроэнергию. Поэтому этот генератор только для освещения и простых бытовых приборов. Из достоинств — возможность работы при низком давлении газа до 0,8 кПа.

Характеристики Grandvolt GVI 6600 M ES G

Характеристика Значение
Тип топлива Сжиженный газ;

Магистральный газ

Мощность активная, кВт 5 на сжиженном

4 на магистральном

Максимальная активная мощность, кВт 5,4

4,6 на магстральном

Тип генератора Синхронный
Тип охлаждения Воздушное
Тип стартера Электрический, ручной
Двигатель RAS IC 420 OHV (Испания)
Мощность двигателя, л.с. 14
Количество тактов 4
Объем двигателя, куб. см 420
Расход топлива 0,31 кг/кВт*ч сжиженного газа

0,41 куб. м. /кВт*ч магистрального газа

Количество розеток 2 по 220 В
Уровень шума, дБ 71
Вес, кг 72
Размеры, мм 780x670x555
Разработка/ Производство Испания

Мобильные электростанции

В этом разделе выделю компактные генераторы на 2,5-3 кВт, которые питаются от баллона и пригодятся для непродолжительных работ строительных бригад и питания маленьких летних дачных домов. Основное требование — компактные габариты. При одинаковой стоимости оборудования, цена «газового» киловатт-часа будет ниже в 5-6 раз по сравнению с дизельной или бензиновой станцией.

4. Russian Engineering Group SH3000 – от 59 990 руб.

Надежный хондовский двигатель, высокая пыле- влагозащищенность, но мощность всего 2 кВт. Эту модель порекомендую строителям за компактность (35 кг) и простую, надежную конструкцию. Есть скачки напряжения, но для инструмента это не критично.

Характеристики Russian Engineering Group SH3000

Характеристика Значение
Тип топлива Сжиженный газ;

Магистрльный газ

Мощность активная, кВт 2
Максимальная активная мощность, кВт 2,3
Тип генератора Синхронный
Тип охлаждения Воздушное
Тип стартера Ручной
Двигатель Honda GX160 (Япония)
Мощность двигателя, л.с. 5,5
Количество тактов 4
Объем двигателя, куб. см 163
Расход топлива 0,15 кг/кВт*ч. (сжиженный газ);

0,2 куб.м/кВт*ч. (магистральный газ)

Количество розеток 2 по 220 В
Уровень шума, дБ 75
Вес, кг 35
Размеры, мм 560x395x410
Разработка/ Производство Россия

5. Gazvolt Standard 3125 АR SE 01 – от 29 990 руб.

Бюджетная модель. Экономия видна в качестве материалов, кожухи из дешевой пластмассы, хлипкие крепления. При щадящем и внимательном использовании прослужит 3-4 сезона точно. Остальное зависит от качества ТО и режима эксплуатации (работа на предельных мощностях не экономит ресурс агрегата).Советую к приобретению дачникам и садоводам.

Характеристики Gazvolt Standard 3125 АR SE 01

Характеристика Значение
Тип топлива Сжиженный газ;

Магистрльный газ

Мощность активная, кВт 2,5
Максимальная активная мощность, кВт 3,5
Тип генератора Синхронный
Тип охлаждения Воздушное
Тип стартера Ручной
Двигатель Loncin SC230 (Китай)
Мощность двигателя, л.с. 5,5
Количество тактов 4
Объем двигателя, куб. см 163
Расход топлива 0,17 кг/кВт.ч. (сжиженный газ);

0,22куб.м/кВт*ч. (магистральный газ)

Количество розеток 3 по 220 В
Уровень шума, дБ 68
Вес, кг 48
Размеры, мм 600x460x485
Разработка/ Производство Россия

6. SDMO PERFORM 3000 GAZ – от 62 013 руб.

Я скептически отношусь ко всему универсальному, и эта электростанция не исключение. Французы славятся техническими своеобразными решениями. Двигатель Kohler отношу к качественным, но двигатель работает на разном виде топлива (газ, бензин) отсюда частые проблемы с поршневой. Запчасти есть, ремонтировать можно. Вопрос в том,а нужны ли эти проблемы взамен на универсальность? Покупать осторожно, но я советую определиться с видом топлива и купить чисто газовую или дизельную (бензиновую) электростанцию.

Характеристика Значение
Тип топлива Сжиженный газ;

Бензин

Мощность активная, кВт 2,4
Максимальная активная мощность, кВт 3,0
Тип генератора Синхронный
Тип охлаждения Воздушное
Тип стартера Ручной
Двигатель Kohler CH270 (США)
Мощность двигателя, л.с. 6
Количество тактов 4
Объем двигателя, куб. см 208
Расход топлива 0,19 кг/кВт*ч (сжиженный газ);

0,6 л/ч (бензин)

Количество розеток 2 по 220 В
Уровень шума, дБ 68
Вес, кг 44
Размеры, мм 650x510x460
Разработка/ Производство Франция

Электростанции для продолжительного электроснабжения

В эту категорию отнесу дорогие модели, способные работать до 12 часов бесперебойно. Пригодится для «капитальных» загородных домов и малого производства, где возможны длительные перебои в электроснабжении,а ограничиваться в электричестве нельзя. При наличии сетевого газа такие электростанции оптимальный выбор, потому что стоимость «бензинового» или «дизельного» киловатт-часа в 5-6 выше, да и газовая электростанция обслуживается реже и дешевле. В этом классе стоит присмотреться к инверторным агрегатам — они выдают идеальную синусоиду при всех режимах эксплуатации. Так же важен звукоизоляционных кожух. Одно дело терпеть 75 дБ тарахтения пару часов, а совсем другое находиться в шуме сутками.

7. Briggs&Stratton 8 kW Standby Generator – от 194 000 руб.

Электростанция американского производителя оснащена оригинальным V-образным двигателем Briggs&Stratton. Двигатель чувствителен ГСМ — поэтому используйте оригинальное масло производителя, стоит примерно 5$ за литр. На других, даже хороших маслах движки Briggs&Stratton живут недолго. Уровень шума 68 Дб вполне ощутимый, поэтому генератор лучше вынести подальше от дома. Что касается ремонтопригодности — запчасти редкие. Например, маслосъемные, компрессионные кольца приходится подбирать от других производителей или заказывать. Отсюда ремонт может оказать чуть-чуть дороже.

Характеристики Briggs&Stratton 8 kW Standby Generator

Характеристика Значение
Тип топлива Сжиженный газ;

Магистральный газ

Мощность активная, кВт 7
Максимальная активная мощность, кВт 8
Тип генератора Синхронный
Тип охлаждения Воздушное
Тип стартера Электрический
Двигатель Briggs & Stratton Vanguard V-Twin (США)
Мощность двигателя, л.с. 17
Количество тактов 4
Объем двигателя, куб. см 570
Расход топлива 0,6 кг/кВт*ч (сжиженный газ);

0,59 куб.м./кВт*ч магистральный газ)

Уровень шума, дБ 68
Вес, кг 123
Размеры, мм 710x890x620
Разработка/ Производство США

В сети много роликов о достоинствах двигателей Briggs&Stratton, вот в подтверждение ролик о не убиваемом четырехтактном Бриггсе:

8. Generac 7044 — от 270 000 руб.

Производитель заявляет о уникальной технологии пассивного охлаждения двигателя, что увеличивает ресурс двигателя. В моей практике был ремонт двигателя — причина которому стал износ поршневой. Вскрытие показало: залегание колец можно было избежать, меняй хозяин масло чуть по-чаще. Использовать только фирменное масло производителя — не переваривают американцы нашу жижу без нужных присадок. Конструкция аппарата своеобразная, но ремонтопригодная, все починилось на ура. Есть жалобы на строенное зарядное устройство для АКБ. У Generac плохо развитая дилерская сеть, поэтому этот генератор попал в мои руки,а не в их сервисный центр.

Характеристики Generac 7044

Характеристика Значение
Тип топлива Сжиженный газ;

Магистральный газ

Мощность активная, кВт 7
Максимальная активная мощность, кВт 8
Тип генератора Синхронный
Тип охлаждения Воздушное
Тип стартера Электрический
Двигатель Generac G-Force (США)
Мощность двигателя, л.с. 17
Количество тактов 4
Объем двигателя, куб. см 530
Расход топлива 0,58 кг/кВт*ч (сжиженный газ);

0,48куб.м./кВт*ч (магистральный газ)

Уровень шума, дБ 60
Вес, кг 175
Размеры, мм 1218x732x638
Разработка/ Производство США

На видео запуск генератора зимой. Беспроблемный пуск возможен, если питаемся магистральным газом:

9. Gazvolt Pro 8500 Neva 06 — от 229 000 руб.

На 8 кВт электрической мощности стоит двигатель по-слабее, чем Генерака и Бриггса. Отсюда — чуть меньший ресурс. Чтобы станция жила дольше, дайте ей прогреться на холостом ходу, не спешите давать нагрузку. Станция оснащена защитными системами от перегрева, потери масла, перегрузки поэтому сломать его будет трудно. По генератору есть косяк с подшипником вала, но он меняется без особых проблем. Что касается выходных параметров — синусоида ровная, даже газовый котел без стабилизаторов воспринимает его ток.

Характеристики Gazvolt Pro 8500 Neva 06

Характеристика Значение
Тип топлива Сжиженный газ;

Магистральный газ

Мощность активная, кВт 7
Максимальная активная мощность, кВт 8
Тип генератора Синхронный
Тип охлаждения Воздушное
Тип стартера Электрический
Двигатель Subaru EX 40 DS (Япония)
Мощность двигателя, л.с. 15
Количество тактов 4
Объем двигателя, куб. см 404
Расход топлива 0,5 кг/кВт*ч (сжиженный газ);

0,4куб.м./кВт*ч (магистральный газ)

Уровень шума, дБ 65
Вес, кг 170
Размеры, мм 1200x700x810
Разработка/ Производство Россия

Мой выбор

В классе бюджетных генераторов советую присмотреться к машинам от Russian Engineering Group, их выделяет низкая цена при несоответственно высоком качестве. В особенности GG7200-А и SH3000 выдает ровную синусоиду и оснащен не китайским двигателем. В качестве стационарного генератора выделяю Briggs&Stratton 8 kW Standby за надежность конструкции, хорошие выходные параметры напряжения (215-225В), частоты (49-51 Гц).

Общие рекомендации

Если вы обзавелись или только выбираете газовый генератор хочу дать пару советов:

  • Оптимальная нагрузка — 70-80% от максимальной мощности. При выборе посчитайте потребление, не нужно брать впритык или с большим запасом. При недостаточной электрической нагрузке двигатель пойдет в разнос, а при избыточной — сгорит генератор.
  • По возможности установку стационарного генератора с АВР закажите в магазине, и не отпускайте монтажников пока не протестируете станцию в разных режимах, при разной нагрузке.
  • Под генератор нужна ровная площадка с песчаной подушкой для отвода влаги.
  • Купите стабилизатор напряжения для особо чувствительной аппаратуры, потому что любой генератор дает скачки напряжения при подключении/отключении нагрузки.
  • При питании сжиженным газом происходит охлаждение баллона, из-за чего падает давление на входе и генератор глохнет. Для прогрева баллона используйте греющий кабель, подключенный к розетке генератора. Температура кабеля не более 30 градусов. Кабелем обматываем баллон с шагом 10-15 см., оборачиваем утеплителем — например, подойдет фольгированный изолон блестящей стороной внутрь + войлочное одеяло.
  • После пуска станции дайте ей прогреться и выйти на рабочую температуру, это потребует от 5 до 15 минут в зависимости от модели и внешних условий. После этого дайте нагрузку.
  • Не используйте перфораторы, сварочные аппараты, станки — кратковременная нагрузка на генератор вызовет скачок напряжения. А это лишняя нагрузка на двигатель, генератор, сеть. + скачок напряжения может плохо повлиять на чувствительную аппаратуру. Чем ровнее потребление электроэнергии — тем лучше для двигателя и генератора станции.

Как часто вы обслуживаете электроинструмент?

Парогенератор на дровах: как сделать работающее устройство

Как самостоятельно собрать парогенератор на дровах для производства водяного пара под давлением, обладающего большой очистительной силой?

Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Достаточно соблюдать простую технологию, приведенную ниже.

Устройство парогенератора

Парогенератор Ермак

Парогенератор сделан из таких составных частей:

  • Теплые трубы, внутри которых частично есть пар.
  • Верхняя полость представляет из себя бак или барабан для накопления холодной воды.
  • Подъемный трубопровод (жидкая среда в нем нагревается, пока проходит весь путь).
  • Насосы, с помощью которых происходит нагнетание жидкости.
  • Трубы, ведущие из конструкции (расположены внизу).
  • Сепараторная установка, в которую поднимается испарившаяся уже вода.
  • Паропровод, в который поступает готовый для использования пар.
  • Топка для дров.

Суть устройства парогенератора состоит в том, что холодная вода, поступающая по трубам через коллектор, нагревается и доводится до состояния пара с большим давлением, который может быть по специальному трубопроводу, ведущему из агрегата.

Что нужно для изготовления

Чтобы сделать машину, генерирующую пар, необходимо иметь:

  • Трубы, имеющие различный диаметр (начиная от 12-32 мм), который зависит от того количества пара, что нужно будет производить одновременно.
  • Листы стали-нержавейки толщиной в 2 мм.
  • Асбест, как противопожарное средство.
  • Предохраняющий клапан.
  • Индикатор давления для пара.
  • Линейка.
  • Ножовка.
  • Аппарат сварочный.
  • Молоток.
  • Зубило.
  • Напильник.
  • Крепежные детали.
  • Парогенератор на дровах (чертежи).

Схема парогенератора для бани

Выбрав одно из схематических изображений интересующего агрегата и подготовив все инструменты, которые могут пригодиться в работе, можно приступать к процессу изготовления.

Предварительно стоит проверить расчеты для безопасного использования, выбрав нужный размер агрегата.

Если есть обрезки большой трубы, можно с легкостью использовать ее для основы будущего парогенератора.

Требуется также подготовить двенадцать дымогарных трубок, причем их диаметр должен быть не менее одиннадцати сантиметров. Итак, после изготовления основания агрегата и сгибания листа стали, нужно проделать отверстия для последующей вставки подготовленных ранее деталей.

Далее необходимо вставить дымогарные (из которых будет выходить дым) и жаровые трубки. Используя сварочный аппарат, предварительно развальцевав упомянутые детали, приварите их к основной части котла.

Парогенератор на твердом топливе

Осталось надежно прикрепить коллектор для пара и клапан, предохраняющий от слишком большого нагнетания давления.

Сделать это можно при помощи специальных хомутов.

Рабочий котел (парогенератор), сделанный таким образом, может выдавать пар под давлением примерно от пяти до семи килограмм на квадратный сантиметр.

Итак, сделать самостоятельно собственный парогенератор просто, если иметь хотя бы начальные навыки по использованию сварочного аппарата и других приспособлений и инструментов.

Правила изготовления безопасного, рабочего парогенератора

Вы сделали парогенератор на дровах своими руками? Чтобы убедиться в безопасности и дееспособности готового самодельного изделия, проверьте его по таким показателям:

  • Крышка герметично закрывается.
  • Толщина стали, из которой изготовлен корпус, составляет 2 мм или больше.
  • Показатели прочности изделия соответствуют нормативам и могут выдержать ту нагрузку, которую они будут испытывать вследствие давления пара.
  • В конструкции генератора предусмотрен предохранительный клапан.
  • Топка для дров или место, расположенное непосредственно под котлом, позволяет загрузить или уложить для сгорания достаточное количество дров.
  • Если парового редуктора с клапаном нет, обязательно нужно предусмотреть заслонки, с помощью которых можно регулировать давление внутри аппарата.
  • Чтобы накипь, которая образуется из-за солей и других веществ, находящихся в воде, не прикипала ко дну устройства, рекомендуется делать низ из тонкого листа металла – не более одного миллиметра. Это соображение подкрепляется таким фактом: когда происходит кипение и, соответственно, парообразование, такое тонкое дно не может не вибрировать, поэтому отложения просто не смогут образоваться.
  • Если возник вопрос, какой формы лучше делать корпус генератора, то ответом будет: “шарообразной или цилиндрической”.
  • Заполнять водой емкость нужно не более, чем на две третьих всего объема, чтобы избежать разбрызгивания.

Парогенератор – это уникальный агрегат, который может из холодной воды сделать пар высокого давления. Чтобы изделие было максимально полезно и безопасно, перед началом изготовления обязательно ознакомиться с важными правилами, чтобы проконтролировать их соблюдение.

Парогенератор непрерывный – на видео:

    Как сделать газогенератор для дома или автомобиля

    Двигатель внутреннего сгорания, работающий на дровах, — это вовсе не призрак из далекого прошлого. Автомобили и электростанции, использующие древесину в качестве энергоносителя, можно встретить и сегодня. Стоит уточнить: двигатель функционирует на газе, получаемом из дерева путем его сжигания определенным способом. Установки, вырабатывающие такой газ, называют газогенераторами, они достаточно давно применяются на промышленных предприятиях. Но можно ли изготовить газогенератор своими руками и стоит ли это делать – вопросы, ответы на которые призвана дать наша статья.

    Как работает газогенератор

    Чтобы понять, какая может быть польза от газогенератора в домашнем хозяйстве, надо разобраться в его принципе работы, а потом и устройстве. Тогда можно будет оценить затраты на его изготовление, а главное, какой удастся получить результат.

    Итак, пиролизный газогенератор – это комплекс узлов и агрегатов, предназначенный для выделения смеси горючих газов из твердого топлива с целью его использования в двигателях внутреннего сгорания.

    Для справки. Конструкции генераторов отличаются друг от друга в зависимости от вида сжигаемого твердого топлива, мы рассмотрим самую актуальную из них – на дровах.

    Если древесину сжигать в закрытом пространстве, ограничивая подачу кислорода, то на выходе можно получить смесь горючих газов. Вот их перечень:

    • угарный газ (оксид углерода СО);
    • водород (Н2);
    • метан (СН4);
    • прочие непредельные углеводороды (CnHm).

    Примечание. В смеси присутствуют также негорючие балластные газы: двуокись углерода (углекислый газ), кислород, азот и водяные пары.

    Эффективный дровяной газогенератор должен не просто вырабатывать горючую смесь, но и сделать ее пригодной к использованию. Поэтому весь цикл получения топлива для ДВС можно смело назвать технологическим процессом, состоящим из таких этапов:

    • газификация: древесина даже не горит, а тлеет при подаваемом количестве кислорода в размере 33—35% от необходимого для полноценного сжигания;
    • первичная грубая очистка: летучие частицы продуктов горения, что вырабатывают древесные газогенераторы после первого этапа, отделяются с помощью сухого вихревого фильтра – циклона;
    • вторичная грубая очистка: производится в скруббере – очистителе, где поток горючего пропускается через воду;
    • охлаждение: продукты сгорания с температурой до 700 ºС проходят его в воздушном либо водяном теплообменнике;
    • тонкая очистка;
    • отправка потребителю: это может быть закачка горючего компрессором в бак-распределитель либо подача в смеситель, а затем — сразу в ДВС.

    Рассмотреть устройство и принцип работы газогенератора в промышленном исполнении можно на технологической схеме, представленной ниже:

    Полный цикл получения газа достаточно сложен, поскольку включает в себя несколько различных установок. Самая основная – это газогенератор, представляющий собой металлическую колонну цилиндрической либо прямоугольной формы, имеющую сужение книзу. В колонне имеются патрубки для воздуха и выхода газа, а также лючок доступа в зольник. Сверху агрегат оборудован крышкой для загрузки топлива, дымоход к корпусу не присоединяется, он просто отсутствует. Процесс горения и пиролиза, проходящий внутри колонны, хорошо отражает схема газогенератора:

    Не вдаваясь в тонкости химических реакций, проходящих внутри колонны, отметим, что на выходе из нее получается смесь газов, описанная выше. Только она загрязнена частицами и побочными продуктами горения и обладает высокой температурой. Изучив чертежи газогенераторов любой конструкции, можно заметить, что все остальное оборудование предназначено для приведения газа в норму. Воздух в зону горения подается принудительно тяговой или дутьевой машиной (простыми словами — вентилятором).

    Надо сказать, что самодельный газогенератор на дровах делается домашними мастерами-умельцами не такой сложной конструкции и технология выделения газа в нем несколько упрощена, о чем будет рассказано ниже.

    Мифы о газогенераторных установках

    На просторах интернета часто встречается множество необоснованных утверждений о работе подобных агрегатов и дается противоречивая информация об использовании газогенераторов. Попытаемся все эти мифы развеять.

    Миф первый звучит так: КПД газогенераторной установки достигает 95%, что несоизмеримо больше, нежели у твердотопливных котлов с эффективностью 60—70%. Поэтому отапливать дом с ее помощью куда выгоднее. Информация некорректна изначально, нельзя сравнивать бытовой газогенератор для дома и твердотопливный котел, эти агрегаты выполняют разные функции. Задача первого – вырабатывать горючий газ, второго – нагревать воду.

    Когда говорят о генерирующем оборудовании, то его КПД – это отношение количества полученного продукта к объему газа, что возможно выделить из древесины теоретически, помноженное на 100%. Эффективность котла – это отношение вырабатываемой тепловой энергии дров к теоретической теплоте сгорания, также умноженное на 100%. Кроме того, извлечь из органики 95% горючего топлива может далеко не каждая биогазовая установка, не то что газогенератор.

    Вывод. Суть мифа в том, что массу либо объем пытаются через КПД сопоставить с единицами энергии, а это недопустимо.

    Обогревать дом проще и эффективнее обычным пиролизным котлом, что таким же способом выделяет горючие газы из древесины и тут же их сжигает, используя подачу вторичного воздуха в дополнительную камеру сгорания.

    Миф второй – в бункер можно закладывать топливо любой влажности. Загружать-то его можно, да только количество выделяемого газа падает на 10—25%, а то и более. В этом отношении идеальный вариант — газогенератор, работающий на древесном угле, что почти не содержит влаги. А так тепловая энергия пиролиза уходит на испарение воды, температура в топке падает, процесс замедляется.

    Миф третий – затраты на обогрев здания снижаются. Это нетрудно проверить, достаточно сравнить стоимость газогенератора на дровах и обычного твердотопливного котла, тоже сделанного своими руками. Плюс нужно водогрейное устройство, сжигающее древесные газы, например, конвектор. Наконец, эксплуатация всей этой системы отнимет немало времени и сил.

    Вывод. Самодельный газогенератор на дровах, сделанный своими руками, лучше всего использовать совместно с двигателем внутреннего сгорания. Именно поэтому домашние умельцы приспосабливают его для генерации электроэнергии в домашних условиях, а то и прилаживают установку на автомобиль.

    Автомобильный газогенератор

    Надо понимать, что газогенератор для автомобиля должен быть достаточно компактным, не слишком тяжелым и в то же время эффективным. Заграничные коллеги, чьи доходы не в пример выше наших, делают корпус генератора, циклон и фильтр охлаждения из нержавеющей стали. Это позволяет брать толщину металла вдвое меньше, а значит, и агрегат выйдет намного легче. В наших реалиях для сборки газогенератора применяют трубы, старые баллоны от пропана, огнетушители и прочие подручные материалы.

    Ниже показан чертеж газогенератора, устанавливаемого на старые грузовики УралЗИС-352, по нему и надо ориентироваться при сборке агрегата:

    Наружную емкость наши мастера чаще всего делают из баллонов для сжиженного пропана, внутреннюю можно сделать из ресивера грузового автомобиля ЗИЛ или КаМАЗ. Колосниковая решетка выполняется из толстого металла, патрубки – из соответствующего диаметра труб. Крышку с фиксаторами можно изготовить из отрезанного верха баллона либо из листовой стали. Уплотнение крышки – шнур из асбеста с графитной пропиткой.

    Грубый фильтр – циклон для авто делают из старого огнетушителя либо простого отрезка трубы. Снизу трубы выполняется конусная насадка со штуцером для выгрузки золы, сверху торец закрывается наглухо привариваемой крышкой. В нее врезается выходной патрубок для очищенных газов, а сбоку – второй штуцер, куда будет осуществляться подача продуктов горения. Функциональная схема циклона в разрезе показана на рисунке:

    Поскольку автомобильный газогенератор выдает газы с высокой температурой, их требуется охлаждать. Причины две:

    • раскаленное газообразное топливо имеет слишком малую плотность и поджечь его в цилиндрах ДВС будет непросто;
    • существует опасность самопроизвольной вспышки при контакте с горячими поверхностями мотора.

    Движение газов по всему тракту во время розжига обеспечивает вентилятор, а после пуска мотора в системе появляется необходимое разрежение, вентилятор отключается.

    Для охлаждения мастера-умельцы применяют обычные ребристые радиаторы отопления, располагая их на автомобиле таким образом, чтобы они максимально обдувались воздухом во время движения. Иногда даже используются современные биметаллические радиаторы. Перед попаданием в газогенераторный двигатель топливо требует тонкой очистки, для этого используют разного рода фильтры на свое усмотрение. Все узлы объединяются в одну установку в соответствии со схемой:

    И последняя деталь – смеситель, нужен для регулирования пропорций газовоздушной смеси. Дело в том, что древесный газ имеет теплоту сгорания всего 4.5 МДж/м3, в то время как используемый в автомобилях природный газ — целых 34 МДж/м3. Следовательно, пропорции топлива и воздуха должны быть другими, их потребуется настроить заслонкой.

    Невзирая на всю привлекательность идеи сжигания дров вместо бензина в современных условиях она практически нежизнеспособна. Долгий розжиг, езда на средних и высоких оборотах, влияющая на ресурс ДВС, отсутствие комфорта, — все это делает действующие установки обычными диковинками, не находящими широкого применения. А вот сделать газогенератор для домашней электростанции – совсем другой вопрос. Стационарный агрегат совместно с переделанным дизельным ДВС может оказаться отличным вариантом электроснабжения дома.

    Полезная статья в тему про изготовление древесного угля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *