Хомуты для труб

Хомут своими руками – простое и эффективное решение проблемы

Олег Клышко

  • Сантехника

06.08.2015 18:54

Хомут – вещь полезная и порой незаменимая в хозяйстве. С его помощью всегда удается обеспечить герметичное соединение шлангов, патрубков, трубопроводов, как гибких, так и жестких. В технике существует великое множество видов хомутов самого разного назначения. Они всегда найдутся у запасливого хозяина в инструментах на все случаи жизни.

Однако бывают ситуации, когда под рукой нет подходящего приспособления, а проблему нужно решать срочно. Например, в системе отопления или водопровода образовался свищ, и вода угрожающе устремляется на пол. Что еще хуже, в дороге на автомобиле отвалился патрубок в системе отопления салона или в системе охлаждения двигателя. А крепежный хомут среди инструментов отсутствует.

Как быть в таких случаях? Можно ли изготовить хомут своими руками? Что для это нужно?

Заделать на трубу – это просто

Часто в наших домах металлические трубы ржавеют и дают течь. Такие участки требуют ремонта или замены. Однако наши домашние умельцы решают проблему быстро и качественно с помощью хомутов, которые на долгие годы «украшают» интерьеры наших квартир.

Как быстро изготовить хомут на трубу своими руками? Что для этого понадобится?

Для изготовления нужны инструменты:

  • молоток, плоскогубцы, дрель;
  • сверла диаметром 6 или 8 мм;
  • ножницы по металлу или болгарка;
  • штангенциркуль, линейка;
  • гаечные ключи.

Кроме того, понадобятся следующие материалы:

  • металлическая полоска толщиной до миллиметра (например, нержавейка, оцинкованная жесть);
  • полоска резины толщиной в 3 мм;
  • болты, гайки на 6-8 мм, шайбы к ним.

Как сделать хомут для трубы

Изготовление хомутов требует определенных навыков. Опытные сантехники советуют проводить работы в такой последовательности:

  • в зависимости от повреждения вырезается полоска металла нужной ширины;
  • определяется окружность трубы;
  • определяется длина заготовки (к длине окружности нужно добавить 4-5 см);
  • с одного и другого края полоски на одинаковом расстоянии сверлятся отверстия;
  • с помощью плоскогубцев или тисков загибаются ушки крепежа под прямым углом к полоске;
  • вырезается резиновая полоска по ширине устройства и по длине, немного меньшей длины окружности трубы.

Нужно учесть, что небольшой хомут стягивается одним болтом. Крепеж до 6 см целесообразно утягивать двумя болтами. Изделия шириной более 6 см нужно крепить тремя болтами.

Установка

Изготовленное своими руками приспособление следует аккуратно согнуть и подогнать по окружности трубы так, чтобы отверстия в его ушках совпали соосно. Гибка хомутов может производиться на куске трубы равного диаметра с ремонтируемой трубой. Затем при установке на место хомут немного разгибается и с небольшим усилием устанавливается на ремонтируемую поверхность. На место протечки под крепеж надевается заготовленная ранее резина.

У правильно изготовленного хомута, установленного на поврежденное место, перед затяжкой расстояние между ушками должно составлять примерно 3 см. В отверстия продеваются болты и с помощью ключей завинчиваются в гайки до тех пор, пока крепеж прочно утянет проблемное место, и течь прекратится.

Правда, нужно помнить, что изготовленное своими руками приспособление – это средство, призванное временно устранить проблему герметизации. Затягивать с ремонтом или заменой корродирующих труб не следует, так как процесс коррозии будет продолжаться под ним, и со временем проблема «вылезет» снова.

Изготовление проволочного хомута

Очень часто у домашних умельцев возникает необходимость скрепить герметично и надежно резиновые трубы или патрубки. Это может быть во время работ в саду, на даче или в гараже. В таких случаях изготавливают проволочный хомут своими руками.

Для его изготовления необходимо иметь под рукой плоскогубцы и отвертку, желательно крестообразную. Проволоку лучше всего брать специальную – вязательную (она мягкая и достаточно прочная).

Сложите проволоку вдвое и набросьте на шланг, определив тем самым, сколько ее понадобится для крепежа, с учетом 40-50 мм для скруток. Затем отрежьте нужный кусок и сложите еще раз вдвое. В месте изгиба с помощью отвертки сделайте ушко и прокрутите его на пол-оборота. Концы проволоки раздвиньте и обхватите ими трубку.

При помощи плоскогубцев концы нужно прокутить по часовой стрелке на несколько оборотов. Окончательно хомут из проволоки своими руками затягивается с отверткой. При этом нужно следить, чтобы усилие затяжки было достаточным для герметизации и не привело к разрыву проволоки.

При определенной сноровке и практике изготовление и установка хомутов не вызывает трудностей. Проволочные самодельные приспособления могут служить беспроблемно очень долго. Замена их на магазинные – дело эстетического вкуса хозяина.

Теперь вы знаете, как сделать хомут своими руками. Надеемся, что для каждого хозяина домашние проблемы с ремонтом труб, патрубков и шлангов станут легкой и необременительной практикой.

Типы и разновидности хомутов. Способ сделать хомут из проволоки самому.

Дата: 17 октября 2018 г.

Хомут — соединительный узел для труб, шлангов, различных трубковидных конструкций.
Хомуты являются одним из самых незаменимых средств для крепления труб и вздуховодов. Как показывает практика, хомуты для крепления используются в работе практически со всеми видами труб, начиная гибкими и заканчивая жесткими. Также трубный хомут находит себе применение при монтаже канализационных и газовых труб. Основная задача хомутов для труб — это крепление соединения между трубами и их герметизация.

Металлические и пластиковые хомуты

Исходя из материала, применяющегося для изготовления хомутов, их можно разделить на две группы: пластиковые и металлические. Металлический хомут отличается намного большим запасом прочности, чем пластиковый, поэтому считается действительно универсальным и может применяться практически для любых типов трубных соединений. Его стоимость немного выше стоимости пластиковых аналогов, но это обусловлено исключительно высокой надежностью металлического хомута. Пластиковые хомуты могут использоваться как для жесткого типа фиксации трубного соединения, так и для подвижного (в силу своих особенностей ни могут обеспечивать относительную подвижность труб в соединении). Конечно прочность хомута, изготовленного из пластика, будет ниже прочности аналогичного по функциям и размерам металлического хомута.

Нержавеющие хомуты

Нержавеющие хомуты изготовлены полностью из нержавеющей стали, в том числе замок и винт хомута. По конструкции хомут выполнен из трех деталей: лента, замок и винт. При покупке необходимо обращать внимание на материал этих трех деталей. Очень распространены хомуты с нержавеющей лентой и с замком и винтом из простой углеродистой стали.

Обозначение материала на нержавеющих хомутах отличается от крепежного обозначения:
На хомуте W4 (A4) = Material A2 = AISI 304
На хомуте W5 (A5) = Material A4 = AISI 316
Применяются нержавеющие хомуты для механизмов и гибких шлангов работающих во влажных средах. При этом необходимо помнить о электрохимической коррозии нержавейки с различными металлами. Соответственно конструкция с оцинкованным винтом и замком может вызвать интенсивную коррозию и разрушение, что для ответственных узлов может иметь весьма печальные последствия.

Червячные хомуты

Особенность их устройства — прочный замок червячного соединения с цельно-штампованным корпусом, в котором есть зазор и оптимальный угол резьбы вместе с винт-лентой, что обеспечивает равномерное усилие сжатия по периметру, большой предельный момент при затяжке, высокую вибростойкость и наработку на отказ.

Примяются червячные хомуты для крепления и герметизации соединения шлангов и эластичных трубопроводов, для соединения бензопроводов в автомобилях, а также для соединений трубок, например, в холодильниках, плитах и других предметах домашнего обихода, в санитарно-технических системах, технологическом оборудовании и т.п. Хомуты часто используются для соединения рукавов на машиностроительных заводах при производстве спецтехники, где предполагаются высокие механические нагрузки на соединения.
Изготовлены как одно целое, в сборе с лентой образуют бесступенчатую оборотную поверхность, обеспечивающую надежную герметизацию соединения.
Материал:
— оцинкованная сталь,
— нержавеющая сталь,
— комбинированные: болт — углеродистая сталь, желтопассивированный; замок и лента — нержавеющая сталь.
Размеры: Хомуты из оцинкованной стали для шлангов диаметром 6–260 мм. Хомуты из нержавеющей стали для шлангов диаметром 8–320 мм.

Пластиковые стяжки (кабельные хомуты)

В последнее время кабельные хомуты нашли достаточную популярность как один из наиболее быстрых, удобных и экономичных способов бандажирования, крепления и маркировки кабелей при проведении электромонтажных работ.

Кабельные хомуты (кабельные стяжки) могут различаться по размерам (длине и ширине), цветовой гамме и материалу исполнения, соответственно величине максимальной нагрузки, которую они способны выдержать. Широкая цветовая гамма предлагает возможность удовлетворения и вкусовых предпочтений отдельного электромонтажника, и эстетического оформления помещения.

Также хомуты разделяют по следующим типам:

По материалу различают:

— хомут пластиковый
— хомут нержавеющий (хомут нержавейка)
— хомут стальной
— хомут оцинкованный

По предназначению различают:

— хомуты металлические труб
— хомут для стальных труб ( DIN 3570 Хомут u-образный)
— хомуты быстросъемные
— хомут универсальный
— хомуты стяжки пластиковые
— хомуты сантехнические
— хомут крепежный ( DIN 3016 Хомут с накладками из стали с резинкой)
— хомуты ремонтные
— хомуты строительные
— хомут монтажный

По конструкции различают:

— хомут червячный
— хомуты стяжки
— ленточный хомут
— врезной хомут
— хомут стяжной
— хомут двойной
— хомут зажимной ( DIN 3567 Хомут )
— хомут гибкий
— хомут усиленный
— пружинный хомут
— поворотные хомуты

Описание способа сделать хомут самому из проволоки

Весна, как обычно, пришла, когда её никто не ждал. И вся наша улица начала тонуть.

В связи с этим приобрёл мотопомпу. А к мотопомпе — пучок шлангов, как всасывающих, так и выпускных.

В процессе сбора всего этого в единое целое обнаружил, что, так как червячные хомуты я подбирал для всасывающих шлангов — для выпускных они не подошли, потому что у последних толщина стенки, и, как следствие, наружный диаметр трубы — заметно меньше. Но я что-то похожее предвидел, и на всякий случай прикупил моток оцинкованной вязальной проволоки диамером 2мм.

Как оказалось, надёжно зафиксировать проволокой шланг, в который подается вода под напором в 500 литров в минуту — задача не из простых. После мучений с отверткой и плоскогубцами, получается что-то типа вот такого:

Держит оно примерно так же, как и выглядит — т.е. плохо. Один раз рукав сорвало и меня обдало водой. Хорошо, обошлось без травм. После повторного перевязывания, держало всё равно плохо, несмотря на все мои старания. Ну и текло, конечно, по всем щелям.

Я вспомнил, что ещё в прошлом году видел отличный ролик известного в кругах народных умельцев Адвоката Егорова про самодельно изготовленное им устройство под названием «хомутатель».

Адвокат Егоров — прекрасен, и я даже поначалу задумал было повторить его устройство целиком. Но лень заборола, и я стал искать более простые варианты того же самого устройства. И в итоге, перебрав несколько вариантов, остановился на том, который понравился больше всего — на варианте Александра Доровикова.

Незамедлительно съездил и приобрёл шестигранник на 12 и рожково-накидной ключ с трещёткой, тоже на 12.

От плоского ключа, как лего заметить, была отпилена рожковая часть, кончик немного заострён, а на его конце был пропилен паз для фиксации его на проволоке.

В обоих концах шестигранника были сделаны продольные пропилы, куда должна вставляться проволока:

В дополнение, по совету Александра, я перманентным маркером обозначил направление свободного вращения трещёточной части:

После этих нехитрых действий, пробуем вязать хомут.
Для начала, отрезок проволоки достаточной длины сгибаем пополам, а место сгиба чуть-чуть сжимаем рукоятками кусачек, потому что руками гнуть 2-миллиметровую проволоку на таком радиусе уже не очень удобно.

Затем накидываем первый оборот хомута, продевая свободные концы сквозь петлю:

И делаем ещё один оборот, снова продевая концы в петлю:

Нацепляем наш девайс пропиленным пазом на петлю:

И в отверстие трещётки вставляем шестигранник, попутно захватывая свободные концы проволоки пропилом. И немножко закручиваем, чтоб создать хоты бы небольшое натяжение.

После этого начинаем закручивать, попутно поправляя проволоку по всему периметру, следя, чтобы витки не перехлёстывались. До безумия крутить не надо. Когда уже есть ощущение, что всё затянулось достаточно, перегибаем наше устройство через петлю вот таким образом:

После чего остаётся только обкусить «усики» и загнуть их, чтоб не цепляться и не царапать ничего.

Ну а теперь — пляшем от радости, соединение готово. Если я что-то непонятно объяснил — сходите в ролик Александра, на который я дал ссылку выше, там всё пояснено гораздо подробнее.

Что имеем в итоге: железяка проста, относительно недорога, а пользы — вагон. Под капотом, конечно, не воспользуешься из-за её довольно больших габаритов — но для проволоки меньшего диаметра без проблем можно изготовить пепяку поменьше размером.

Зачем оно надо? — спросит въедливый читатель. — Ведь есть недорогие червячные хомуты!

Нет, дорогой читатель, не всегда они есть и не всегда подходят к ситуации.

Во-первых, хорошие червячные хомуты — редкость. Причем — недешёвая.
Во-вторых — часто в требуемом диаметре нет вообще никаких хомутов, не говоря уже о хороших.
В-третьих — проволочная стяжка, по моим ощущениям, фиксирует гораздо прочнее, и прежде всего — в силу того, что стягивает с равномерным усилием по всей окружности.
В-четвёртых — проволокой можно укрепить уже имеющееся соединение, не разъёдиняя его. С червячным хомутом так не получится(P.S. в комментариях меня уже убедили, что на самом получится, я проверил — и правда, получается, но не со всеми хомутами). Поэтому применять можно не только для труб и шлангов, но и, например, для сбора конструкций из жердей, для оперативной починки расколовшихся рукоятей топоров, отверток, стамесок и много ещё для чего.

Ну и в-пятых — настоящему параноику никто ведь не мешает иметь и то, и другое в запасе. Есть хомут — ставишь его. Нет хомута — наматываешь проволоку.

Инструмент мне обошёлся дороже, чем я ожидал — потому что я не успел на авторынок до его закрытия, и ключи покупал в разделе «1000 мелочей», где на крутки на всю эту чепуху довольно большие. Ключ с трещёткой мне обошёлся в 260 рублей, а шестигранный — в 220. Но 500 рублей за получившуюся приблуду не жалко. Приятно держать в руках инструмент, который ты сам частично изготовил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *